Доверие – это уверенность в другом человеке. Доверие родным и близким является важной составляющей любой семьи. Родители доверяют своих детей педагогам в детском саду, школе и учреждениям дополнительного образования.
Дети доверяют старшим: своим родителям, родственникам, братьям и сестрам, учителям и воспитателям. Доверие – важная составляющая педагогического процесса. Доверять старшим – это естественно. Однако важно различать доверие и доверчивость.
Доверчивость – склонность к излишнему неоправданному доверию. Доверчивость как черта характера имеет положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, она свидетельствует об искренности и открытости души, а с другой – о безграничной вере в другого человека, что очень опасно для ребенка. Именно по причине своей доверчивости дети часто становятся объектами преступлений.
Однажды я наблюдала картину, когда несколько мам кормили из ложки своих детей. Все дети были примерно одного возраста. При этом одни дети молча открывали рот и прожевывали еду, а другие отодвигались от ложки, внимательно изучали содержимое и только потом начинали кушать. Почему? Потому что одни дети разборчивы от рождения, а другие очень доверчивы.
Доверчивых детей нужно учить безопасному поведению, не запугивая и не разрушая их веру в людей.
«Правило пяти нельзя»
Если ваш ребенок не обладает врожденной внутренней осторожностью, нужно учить его безопасности. Избежать неприятностей можно, если усвоить «Правило пяти нельзя».
Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.
Нельзя заходить в лифт или подъезд с незнакомым человеком.
Нельзя садиться в машину к незнакомому человеку.
Нельзя открывать дверь в доме, если ты один.
Нельзя задерживаться после школы на улице или ходить одному в незнакомые места.
Учите говорить нет
«Правила нельзя» порождают умение говорить нет. Научите ребенка говорить нет, если:
незнакомый человек просит помочь, показать что-то, проводить;
незнакомый человек предлагает подвезти на машине;
незнакомый человек приглашает зайти в гости;
незнакомый человек пришел за тобой в образовательное учреждение;
незнакомый человек просит открыть ему дверь;
незнакомый человек предлагает что-то вкусное.
Конечно, преступники очень изощренны – они могут придумать самые разные ситуации, на которые ребенок может отреагировать. Ключевым словом для отрицательной реакции ребенка должно быть слово «незнакомый».