Как заниматься дома с ребенком, если он не может сконцентрироваться на уроках

Как заниматься дома с ребенком, если он не может сконцентрироваться на уроках

Создайте для ребенка максимально комфортную обстановку

По своему личному наблюдению могу сказать, что главное, что требуется таким детям – это внимание и терпение. Взрослые должны компенсировать недостаток этого ресурса у своих детей собственной концентрацией сил и спокойствия. Полезно понаблюдать за ребенком, когда он что-то делает, садится читать или учить уроки и посмотреть, в какие моменты он фокусируется лучше всего, что ему помогает. Не ругать и не одергивать его, а именно наблюдать.

Так, для вас может отказаться открытием, что именно двигаясь, делая что-то, чертя или рисуя, ребёнок лучше все запоминает и усваивает. Кроме этого, важную роль играет среда, обстановка, в которой занимается ребенок. Постарайтесь сделать так, чтобы во время «домашки» не мешали никакие отвлекающие звуки, сами задания давайте маленькими частями, по очереди, а не три задания сразу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – медицински обусловленное состояние, при котором ребенок не может контролировать свою деятельность, не управляет ни своим вниманием, ни своими чувствами. Он неспособен самостоятельно удерживать внимание на объекте, который его ничем не привлекает специально (яркостью, звуками, мельканием). Такие дети легко «залипают» в телевизоре или компьютере – их внимание удерживается яркой картинкой, но при этом им трудно сосредоточиться на параграфе учебника или решении задачи.Они не управляют своими реакциями, поэтому, как правило, действуют импульсивно, по первому побуждению. Их организм не способен притормозить, дать им паузу на обдумывание реакции, поэтому реакция оказывается немедленной и, часто, глупой. Бессмысленно спрашивать таких детей: «Чем ты думал, когда это делал?» или «Зачем ты испортил эту вещь?» – обычно у них нет ответа.

Четкий и понятный режим дня

Кроме того, детям с СДВГ свойственна бесцельная активность. Ее не надо путать с обычной детской познавательной активностью, цель которой – понять мир лучше. Весь смысл гиперактивности в том, чтобы обеспечить себе прямо сейчас самое приятное времяпрепровождение: побольше ярких красок, вкусной и необычной еды, сладостей, впечатлений, событий, ощущений. Парадокс в том, что от этого всего дети очень устают, перевозбуждаются и часто за таким нервным перегрузом следует истерика.


Спасение от этого хаоса – упорядоченная, предсказуемая, размеренная жизнь, обилие алгоритмов, четких и неукоснительно соблюдаемых правил, ясный режим дня.

Будьте рядом с ребенком во время занятий

Конечно, таким детям очень трудно делать уроки. И на дистанционном обучении им тоже приходится трудно. Поэтому, если ребенок не справляется с дистанционными уроками, отвлекается, помощь родителей может состоять в том, чтобы получить у учителя материалы урока, выделить в них самое главное и убедиться, что ребенок не ушел в частности, а вынес с урока и записал основное. 

Если у родителей есть возможность быть рядом, имеет смысл следить за тем, когда ребенок начинает отвлекаться, и дать ему возможность передохнуть: потерять часть урока лучше, чем целый урок. Хорошо бы дать ему возможность двигаться: ходить по комнате, когда он слушает урок, качаться в кресле-качалке, балансировать на фитболе, держать в руках мягкую игрушку (силиконовую или набитую крупой). 

Физическая нагрузка

В условиях самоизоляции структурировать день ребенка очень трудно, однако, для гиперактивного ребенка жизненно важно внести физическую активность в распорядок дня, исключая при этом перевозбуждение. 

Делите большие задания на мелкие части и хвалите ребенка за выполнение каждой

Как делать уроки в самоизоляции – отдельный большой вопрос. Может быть, имеет смысл вообще сократить их количество, если вы видите, что они превращаются в пытку для всей семьи.

Большую работу нужно делить на мелкие кусочки и делать их один за другим, вознаграждая ребенка какой-то приятной мелочью за каждую выполненную часть работы и не давая перевозбудиться. Важно помнить, что роль родителя в данной ситуации – добрый помощник, а не злой надзиратель. Также важно следить, чтобы ребенок вовремя отдыхал и после периода отдыха вовремя возвращался к работе. Организовав процесс таким образом и убедившись, что система работает, можно начать постепенно передавать ребенку контроль выполнения домашних заданий.