Теория аристогенеза

Диалектический материализм исходит из того, что целое — это не сумма частей, а нечто большее, причем этот добавок принадлежит не какому-то нематериальному началу, а создается за счет определенного способа связи элементов данной структуры. Главным же интегрирующим фактором, обеспечивающим целостный характер всей деятельности организма, являются функции нервной системы, играющие ведущую и определяющую роль как во взаимодействии организма со средой, так и во взаимодействии частей внутри организма. Диалектико-материалистическое учение о причинности в корне противоположно телеологии. Совершенно очевидно, что природа не ставит себе сознательных целей. О цели и целесообразности в узком смысле слова можно говорить лишь применительно к человеческой деятельности. Сама целесообразность строения организмов, как показал Ч. Дарвин, должна находить и находит себе причинное и закономерное объяснение. Ч. Дарвином, К. А. Тимирязевым, И. П. Павловым и другими биологами-материалистами было показано, что целесообразность представляет собой не что иное, как соответствие строения органов конкретным условиям их существования, что вырабатывалась она в организмах в результате многовекового естественного отбора и имеет не абсолютный, а относительный характер, определяемый конкретными условиями жизни организмов. Внутренняя целесообразность строения организмов есть особое выражение единства в них целого и отдельных частей, единства функций организма и их формы. Целесообразная организация живых систем — не результат творческих актов или внутреннего стремления организмов к совершенству, а результат исторического процесса приспособления, взаимодействия между организмом и средой, s прилаживания организма к условиям его существования. Причину целесообразности К. А. Тимирязев видел в естественном отборе, который сохраняет все приспособленное и устраняет все неприспособленное. И. П. Павлов, резко критиковавший биологов-идеалистов, рассматривавших любой факт целесообразной идея.