Смертельные исходы

Способность перенести плавание на корабле обычно оценивают сам больной, его родственники или домашний врач, как правило, плохо представляя себе опасности, подстерегающие больного в море. В связи с этим его выносливость нередко переоценивается. Британская национальная служба здравоохранения не распространяется на пассажиров в море, поэтому судовой врач лечит команду бесплатно, а пассажиров на основании принципа частной практики. Поскольку запас лекарств на судне ограничен, больные, постоянно принимающие лекарства, должны взять на борт соответствующий их запас вместе со справкой от врача. Капитан корабля несет полную юридическую ответственность за судно и безопасность пассажиров и команды. Капитан принимает решения абсолютно самостоятельно, и судовой врач как один из его офицеров должен выполнять любое его решение; в вопросах, касающихся медицины, капитан отвергает мнение врача, только имея очень серьезные основания. Врач должен подчиняться приказам капитана, а свое несогласие с ними он должен отразить письменно для возможного юридического разбирательства с участием судовладельцев, судового агента и консула. Врач должен держать капитана в курсе медицинских вопросов, касающихся безопасности корабля и находящихся на борту лиц. В компетенцию судового врача входят и санитарно-гигиенические вопросы. Как санитарный врач он имеет право на осмотр всех кают на корабле и может рекомендовать поставить судно. По прибытии в порт капитан заполняет санитарную декларацию, в которой отмечает детально всех больных, имеющихся борту, смертельные исходы, не связанные с несчастными случаями, а также некоторые инфекционные заболевания, случившиеся в пути; капитану при заполнении декларации оказывает помощь врач. Опьянение на борту является дисциплинарным проступком и может быть наказано капитаном. Поэтому врача могут вызвать для экспертизы состояния пьян или трезв; ему приходится исключать действие лекарственных препаратов, черепно-мозговую травму и острую патологию мозга, например, при малярии.